omskvich (omskvich) wrote in cinema_candy,
omskvich
omskvich
cinema_candy

Categories:

Чаплин. Новые Времена.

Пример, как правильно спланированный кадр может выразить режиссерскую мысль и разогнать сюжет в маленьком эпизоде из The Modern Times Чаплина.

Вот этот эпизод, я его готовил для своей лекции о Чаплине, поэтому сначала он идет "сольно", потом повторяется - с небольшим развитием - потому что там есть еще один вкусный переход.


Эпизод является переходом к новому этапу жизни Бродяги. Разумеется, такой переход логично было бы сделать панорамой. Но вот как это сделал Чаплин: в начале панорамы - вращающаяся карусель, в конце - крутящаяся в танце девушка.
Посмотрите еще раз - вращение карусели совпадает с движением камеры. Карусель задает вращательное движение в кадре, сама по себе являясь символом круговерти жизни. Вращение карусели "запускает" вращение камеры в панораме. Панорама "остановлена" на вращении девушки.
Чаплин спланировал эту съемку, и когда стало ясно, что для согласования движения в кадре нужна карусель то ради гармоничности этого двух-трехсекундного эпизода он пошел на ощутимые затраты - арендовал или, возможно, приобрел/построил карусель.

Конечно, можно сказать - для него эти деньги ничего не значили. Да вполне значили - он был достаточно прагматичен, а в производственный период приходилось экономить даже ему. Но был фанатом кино и в этом не терпел компромиссов. Например, сцена с обезьянами в "Circus" была снята за 700 дублей.
Понятно, что ему в планировании съемок ему помогали операторы, но такая поэзия в трех рифмах в одном плане - это Чаплин.

Теперь о другом.
Существует интересное свидетельство Поскребышева - личного секретаря Сталина. У Сталина был установленный распорядок дня - он поздно вставал, потом руководил страной, вечером у него был поздний обед, на котором нередко бывали первые лица правительства. После обеда/ужина часто смотрели кино, обычно это была какая-нибудь новая лента - Сталин лично утверждал каждую картину. И если случалось, что ничего нового не приготовили, смотрели что-нибудь из фильмотеки. И чаще всего Сталин заказывал "City Lights" Чаплина - иногда по нескольку раз в месяц. И на финальной сцене - неизменно плакал.
Можно это представить - слезы Сталина?

По заведенному порядку ночью - после просмотра - он уходил к себе в кабинет и среди прочего - подписывал расстрельные списки. Так, как он обычно делал - напротив каждой фамилии ставил свою подпись. Так ему было надо. Каждую ночь. Длинные списки.

И вот теперь - главное.
В те ночи - после просмотра "City Lights" - Сталин не подписал ни одного расстрела, все заменял на сроки.
Сколько людей получило шанс выжить - даже не зная, кому они этим обязаны?
После того, как я узнал об этой истории, все споры на тему никчемности искусства для меня закончились.

Еще одна история. Когда Чаплин начал съемки "The Great Dictator" - , на него стали давить все - промышленники, правительство, коллеги. Потому что в тот период - конец 30-х - Америка интенсивно торговала с Германией, все боялись, что этот фильм может испортить эти отношения.
Когда началась война и Чаплину удалось завершить работу, фильм произвел большое впечатление везде, где его показывали. Фильм способствовал росту антигитлеровских настроений и большим сборам пожертвований на войну против Германии.

Вот, что касается того, чем в моем понимании должен заниматься режиссер - через каждый доступный ему кадр делать мир лучше. Идеализм, конечно, но если не иметь такого заветного закутка в потаеном уголке мозга, то присутствие в профессии теряет смысл.
Tags: Чаплин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment